5 мая 2013 г.

Доброе чтение

Доброе чтение


Читая своим детям, мы решаем множество задач одновременно: расширяем кругозор, укрепляем связь с ребенком, учим его думать и сопереживать. Самой важной задачей нам кажется воспитание личности, способности к осознанному нравственному выбору. Чтобы делать это не интуитивно, а "с открытыми глазами", приглашаю вас познакомиться с уникальной, на наш взгляд, методикой "Добрая книга".


Автором методики стала Тамара Завеновна Адамьянц, серьезный ученый и интересный человек. Ее научная деятельность связана с проблемами понимания, поиска смысла, а также воспитания и духовно-нравственного развития личности.
Т.З. Адамьянц является автором большого количества научных работ, которые, боюсь, слишком сложны для нашего понимания. Понимая практическую ценность результатов своей работы, она сделала огромный шаг нам навстречу - и подготовила детскую книгу с рекомендациями для родителей. Эта книга и адаптированная для родителей методика называются "Добрая книга".
С самой книгой вы можете познакомиться на сайте "Понимание и взаимопонимание", в разделе Добрая книга.

Для чего написана эта книга?

Хотя книга содержит детские стихи и иллюстрации к ним, ее главная ценность в "примечаниях" - рекомендациях для родителей, как обсуждать прочитанное. Мы уже обсуждали правильную читательскую деятельность и знаем, что анализ является важнейшей частью процесса. Т.З. Адамьянц объясняет, как провести этот анализ.
Для чего же нужно анализировать, понимать прочитанное? Автор "Доброй книги" дает такой ответ: чтобы в нашем мире, где мы не можем оградить детей от неправильных образцов поведения, научить их делать осознанный выбор, формировать свое отношение к происходящему. Этот подход кажется нам гораздо более разумным и безопасным, чем ограждение ребенка от любого взаимодействия с действительностью.
О ценности процесса понимания мы уже говорили в статье Можно ли понять произведение искусства?

В чем суть методики?

В каждом тексте можно выделить несколько уровней, подчиненных один другому. Вот они сверху вниз: основной смысл; основное содержание, главные события; второстепенные события; детали. Чтобы понять произведение, ребенку нужно подняться на самый верхний уровень. С какого уровня начинать? Точного ответа нет. Просто спросите у ребенка, о чем эта книга, что в ней самое главное - и по его ответу постарайтесь определить, на каком уровне он находится.  Задавайте ребенку вопросы, побуждайте его думать, фантазировать, противоречить вам, рассматривая произведение на разных уровнях, пока не станет ясно, что же то самое главное, что хотел сказать, передать, выразить автор (здесь и кроется главный смысл произведения).
Конечно, это звучит довольно сложно. Но для того и была написана Добрая книга, чтобы на конкретных примерах научить родителей, как разбирать произведения.

Как работать с книгой?

- перед занятием внимательно прочитайте методические рекомендации, рассмотрите «горку понимания», на которой нарисованы уровни;
- предупредите ребенка, что ему предстоит не просто послушать стихотворение, но и обсудить его;
- с выражением прочитайте стихотворение, позвольте ребенку рассмотреть рисунки;
- с помощью наводящих вопросов (которые представлены в методических рекомендациях) помогите ребенку определить смысл стихотворения, покажите ему на рисунке с горкой, где находится каждый уровень, который вы обсуждаете.
Всего в Доброй книге содержится 10 стихотворений, которые помогут вам и ребенку выработать навыки обсуждения и понимания.

А что потом?

Когда вы будете не только знакомы с методикой, но и приобретете опыт по ее использованию, можете перенести ее на другие произведения. Возможно, вы встретитесь с трудностями.
Например, 2-3-летний ребенок может с удовольствием слушать колыбельную "Баю-баюшки-баю", стихи об игрушках Агнии Барто и «Бармалея» Чуковского. Но ему не одинаково легко понять смысл этих текстов. Колыбельная использовалась для того, чтобы передать ребенку понятия края, границы, за которую нельзя выходить. Скорее всего, жизненного опыта ребенка недостаточно, чтобы определить этот смысл. «Бармалей» по замыслу более прост, но он слишком большой по объему, чтобы ребенок мог удержать в голове нужную информацию. В то же время, история про мишку, которого уронили на пол, достаточно проста как по форме, так и по содержанию, чтобы можно было ее обсудить с самым маленьким ребенком.
Старшим дошкольникам часто читают большие произведения, чтение занимает несколько дней. Если начать обсуждение после прочтения всей книги, им тоже сложно вспомнить весь сюжет. Можно вложить в качестве закладки листок бумаги и делать на нем заметки по мере прочтения.

Снова про дневник читателя

Обсуждая прочитанное с ребенком, записывайте его мысли. Этот результат заслуживает того, чтобы его сохранять. Кроме того, это позволит вам отследить, как развивается ваш маленький читатель.

Желаю вам, чтобы дети радовали вас способностью к пониманию и осознанному выбору жизненной позиции!

4 комментария:

  1. Вспоминая себя 6-7 летнюю, сомневаюсь, что мне понравилось бы обсуждать с родителями смысл прочитанного. Слишком уж напоминает нотации на тему "делай так, а так не делай", все удовольствие от книги враз улетучится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за вашу точку зрения. Мы все испорчены плохими учителями литературы)) Весь секрет в том, чтобы не давать ребенку готовых ответов. Роль родителя в том, чтобы спросить "а как ты думаешь", направить мысль с помощью правильных вопросов. Если ребенок в состоянии обсудить смысл книги сам с собой, без помощи взрослых - это прекрасно. Но как узнать, задумывается ли вообще ребенок или просто поглощает развлекательную информацию? Мои дети, к счастью, с удовольствием объясняют мне, почему герои книги действуют определенным образом. Да, не указывать, как правильно, сложно. Но мы должны научиться этому сейчас, чтобы потом найти общий язык со своими подростками.

      Удалить
  2. Попробую закинуть удочку своему шестилетке. До сих пор мы обсуждали прочитанное только в случае, если у него появлялись вопросы или комментарии

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если ребенок сам комментирует - это замечательно. Можно просто расспросить его подробнее, проявить интерес к его мнению. Это я и имела в виду. Недавно мы с дочерью обсуждали, почему Шерхан был готов сразиться с отцом-волком, но не с волчицей, защищавшей Маугли. Получился очень интересный, душевный разговор о материнской любви. Примеры наших бесед можно посмотреть в статье про дневник читателя, там только дочкины ответы, но о вопросах легко догадаться. Можно зайти и со стороны иллюстраций к книге (если ребенок захочет)

      Удалить