21 апр. 2013 г.

Правильное чтение и дневник читателя-дошкольника

Правильное чтение и дневник читателя-дошкольника


Мы хотим, чтобы в будущем наши дети читали много, вдумчиво и с удовольствием. Для этого мы изучили правила чтения и выбрали самый удобный инструмент для родителей. Результатами своего исследования мы сегодня делимся с вами.


Общеизвестно, что взрослые и дети стали меньше читать. Но еще хуже то, что чтение это стало бесплодным, не приносящим пользы уму и сердцу. Как ни странно, мы видим возможный выход в использовании старого, доброго (а также все более популярного в современной начальной школе) дневника читателя.

Нужно ли читать детям?

До того, как ребенок научится читать, ему читают родители. Конечно, вы тоже читаете своим детям, даже если не задумываетесь, что это необходимо:
- для общения: родители проводят время с ребенком, могут передать ему свои взгляды на определенные темы;
- для душевного комфорта: во время чтения ребенок и мама или папа находятся рядом, занимаются одним делом;
- для ощущения своей значимости: во время чтения родители не отвлекаются на свои дела, они выбирают книги, подходящие ребенку;
- для формирования ценностей: на примере событий в книге ребенок формирует свои представления о жизни, о последствиях поступков;
- для разрядки переживаний: переживая сложные ситуации с героем книги, ребенок избавляется от своих страхов;
- для обучения новым моделям поведения: герои книги показывают, как правильно и как неправильно вести себя в различных ситуациях, как решать задачи;
- для развития воображения: представляя себе героев и сцены из книги, ребенок задействует свое воображение.

Как правильно читать?

Многие ошибочно полагают, что чтение начинается с первого слова книги и заканчивается на последнем. На самом деле (и это мнение ученых), читательская деятельность сложнее и состоит из нескольких этапов:
- подготовка к чтению: глядя на обложку книги, зная ее название ребенок уже начинает представлять, о чем пойдет речь. Оказывается, очень важно побуждать ребенка пофантазировать перед началом чтения, узнать (а лучше записать) его представления. А умение предполагать содержание книги - одно из важнейших умений читателя.
- собственно чтение (слушание) текста с разглядыванием иллюстраций. Если книга большая и читается в несколько приемов, важно убедиться, что ребенок помнит, о чем шла речь в прошлый раз, не потерял сюжетную нить. Дети, особенно не владеющие навыком пересказа, почти никогда не могут рассказать, на чем вы остановились. Лучше, если вы сами кратко напомните. Ребенку необходимо время на разглядывание иллюстраций, иначе он не будет внимательно слушать текст.  
- анализ текста: только очень зрелый читатель может проанализировать текст самостоятельно, очевидно, что для ребенка - это обсуждение текста с родителями. Мне кажется, что лучше отделить обсуждение от самого чтения, иначе ребенку может показаться, что вы отнимаете время, и он будет противиться. Взрослый должен подготовить вопросы, чтобы направить обсуждение в нужное русло, но при этом и чутко прислушиваться к ребенку, его уникальному мнению.
- выражение смысла: с точки зрения автора книги, смысл - это мотивы, побудившие его  писать, с точки зрения читателя, смысл - это возникшие у него новые мысли. Очень часто дети выражают смысл прочитанного не словами, а иллюстрациями. Но если ребенок может сформулировать свою мысль по поводу смысла книги - это большее достижение и обязательно должно быть записано.


Что такое дневник читателя?

Это тетрадь, в которой записывается, какие книги прочитаны ребенком (или ребенку), краткая информация об этих книгах, часто сопровождается иллюстрациями.

Хотя многие видели дневник читателя, невозможно найти его развернутое описание, четко обоснованную необходимую структуру и требования. По непонятной причине считается, что он должен заполняться ребенком лично, а глубина анализа зависит от того, сколько слов ребенку не сложно написать.
Отчаявшись найти подходящие нам рекомендации по ведению дневника читателя (особенно для дошкольников), мы составили их сами.

Когда начинать дневник читателя?

Если вы уже читаете ребенку (хотя бы стихи А.Барто), можете начинать весте дневник. Чем подробнее и оригинальнее ваш ребенок высказывается о прочитанном, тем важнее воспользоваться этим инструментом. С другой стороны - начните вести дневник, и он сам подтолкнет ребенка к размышлениям.
Мы записываем в дневник читателя только книги, которые читаются несколько дней.

Какие пункты включить в описание книги?

Мы приводим наиболее полный перечень. Для каждого конкретного случая выбирайте нужное.
1) Обложка. Простейший дневник читателя - это фотографии обложек самых любимых книг. Если вы ведете бумажный дневник, первой строчкой будет название. Обратите внимание ребенка на автора. Можете дать краткую биографию: где и когда жил, что еще написал, дошкольник легко вас поймет. Рассмотрите с ребенком обложку. О чем будет эта книга? Запишите ответ ребенка. Отметьте дату начала чтения.
2) Содержание. В зависимости от развития речи ребенка, предложите ему ответить на вопросы: Кто главный герой? Какой он? Какие еще есть герои? Какие они? О чем эта книга (одним предложением)? Перескажи содержание (по 4-5 наводящим вопросам). Перескажи любимый момент. Можно описывать в дневнике читателя (или на черновике) ключевые события и характеристики персонажей постепенно, по мере чтения книги.
3) Незнакомые слова. Чтение поможет расширить словарный запас ребенка, если отмечать незнакомые слова и объяснять их значение. В нескольких источниках мы встретили рекомендации включать эти слова в дневник читателя. Мы считаем, что это лишь один из возможных способов.
4) Личное мнение: какое могло бы быть продолжение у книги? Чем еще она могла закончиться? Что будет с героями потом? Чему учит эта книга? Какой характер был у автора, что он любил? Нарисуй: главного или любимого героя, что больше всего удивило/понравилось/насмешило/испугало, картинку, по которой можно отгадать книгу. Представь себя героем этой книги, что бы ты делал? Стоит ли другим людям читать эту книгу? Почему?
Хорошо, если вы сможете всесторонне обсудить с ребенком книгу и выяснить ее смысл. Это сложная задача, о которой мы будем говорить отдельно.

В заключение мы бы хотели поделиться с вами примерами дневника читателя. http://detskoe-chtenie.livejournal.com/27969.html - вдохновляющий образец, правда, от школьника начальных классов.

Это страницы дневника Милы, записи сделаны родителями с ее слов в процессе обсуждения.  














2 комментария:

  1. А в какой момент вы делаете записи - прямо во время обсуждения или позже по памяти? если во время обсуждения, не против ли Мила? ведь получается, что вы не с ней общаетесь, а занимаетесь своими делами?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мы обсуждаем по ходу чтения (я делаю паузы после чтения), после чтения - когда болтаем перед сном. А эти записи - во время обсуждения. Мы не называем это общением - это называется "заниматься дневником читателя". И это в большей степени дочкино дело чем мое. Она знает, что когда научится быстро писать, будет продолжать дневник сама. Это делается один раз после прочтения книги. Сейчас я пробую улучшить способ: делаю пометки на листочке-закладке, стенографирую, не прерывая разговора. Мила немножко ленится, но не говорит, что ей это неприятно. Скорее сложно вспомнить подробности книги, ведь читаем ее долго.

      Удалить